Взаимосвязь концепций о боге и семье.

            То как протекает беременность, оказывает влияние на всю нашу последующую жизнь. Нормальное естественное течение этого периода вызывает чувства блаженства, достатка, любви — тепло, уютно, ни о чем не нужно беспокоится, все необходимое для существования предоставляется. Мама воспринимается как вселенная, которая бесконечно добра и терпима. Возможно, уже на этом этапе закладывается архетип Богоматери, но пока еще в неявной форме, свое развитие он получает позже. А вот образ Бога создается именно в это время — большой, добрый, любящий, опекающий и самое главное непостижимый и недостижимый, чье присутствие можно лишь ощутить каким-то шестым чувством, не находя подтверждений его существования в реальном опыте. Так ребенок в утробе воспринимает отца, воспринимает его, в большей степени, через мать. Аналогия матери в христианской традиции — «Богоматерь», в языческой – «Мать земля». Но и та и другая, прежде всего заступница пред отцом.

            Как же изменялся образ Бога, в зависимости от семейных устоев и обычаев в разные времена и у разных культур? Восприятие образа Бога достаточно тесно связанно с положением отца в семейной иерархии. Известно, что эмоциональное состояние матери передается ребенку. Таким же образом ее ощущения себя в обществе, взаимоотношение с мужем, восприятие окружающей среды транслируется будущему ребенку. Но из-за отсутствия реального подтверждения личным опытом в утробе сигналы, воспринимаемые от вселенной-мамы, ребенок вынужден адаптировать к своей среде. Таким образом, закладывается ощущения того, какой Бог. Описание Бога и присущих ему действий согласуется с тем, как ведет себя мужская часть общества.

             Вспомните типичные описания богов в любой конфессии и посмотрите на систему семейного и общественного уклада. В языческие  времена практически отсутствует жесткая регламентация семьи. Более того, семья подвержена сильнейшему влиянию угрожающей среды существования. Результат в том, что качественно семьи очень сильно различаются.  И как следствие сильно отличаются бессознательные процессы мироощущения и богообразования. Такое положение вещей не могло отвечать единобожию, и монотеизм на данном этапе просто не мог сложиться. В результате появляется целый пантеон богов. Кто же из них главный? В каждом роде или клане все-таки пропагандируются определенные обряды и уклады семьи, и достаточно большой процент рождающихся детей имеет сходные архетипы. В таких кланах личный пантеон небольшой, как правило, ограничивается одним старшим и двумя — тремя вспомогательными божествами, среди которых обязательно присутствует образ матери. Дальнейшее слияние родов в более крупные образования приводит к ассимиляции черт большинства божеств, создавая тем самым предпосылки  к появлению общего для всех институту семьи и брака. Те же архетипы, что не могут быть ассимилированы, входят в новый пантеон практически без изменений. Хотелось бы здесь отметить, что мы не рассматриваем функциональность богов, т.к. это уже более поздняя интерпретация бессознательных ощущений и увязывание их с окружающей действительностью. Но взаимовлияние этих процессов друг на друга исключать нельзя.

            Чем крепче социально становилось общество, тем жестче становились правила регламентации семейных отношений, что в результате и привело к появлению монотеизма и единобожия. В историческом плане у иудеев на том периоде существовала наиболее четко простроенная система отношений между мужем и женой. Пожалуй, единственная религия, которая выпадает из этой системы — это буддизм, но об этом я скажу ниже. По сути, это и могло бы стать конечной точкой формирования этого пласта бессознательного и его адаптации к внешнему миру. Но ведь ребенок не остается в утробе матери, а рождается!

            Многие психоаналитики отмечали, что на начальном периоде своей жизни ребенок воспринимает себя как Бога, принимая на себя ответственность за счастье родителей. Но в том мире, куда он пришел это место уже занято. Более того, потребность вернуть себе «потерянный рай» провоцирует конфликт с отцом. Ведь первое соответствие «раю» — это внимание, тепло и любовь матери (Богоматери), а приходится делить его с отцом, что и вызывает тот самый эдипов комплекс. Но главное место в этой борьбе занимает все же битва за трон Бога. В древних культурах это находит свое отражение в мотивах противоборства двух богов или полубога и бога.

            В нормальном случае развития, ребенок проходит этот период и, осознав, что так он «рай» себе не вернет, расширяет круг поиска. Теперь сюда включен и отец, и многие другие. Примером такого расширения может служить христианство. Пропагандируя не только семейные ценности, но правила всепрощения, терпимости и т.д., вызывает необходимость   принять концепцию триединства, где мирно сосуществуют и бог отец и бог сын, причем, не ограничивая круги осознания, ведь есть еще святой дух. Единственно способ, который предлагается для преодоления этого периода жизни, очень тесно завязан на чувство вины, что в свою очередь очень часто приводит к внутренним конфликтам.

            Обратите внимание на то, что понятие триединства и святого семейства немного отличаются. В святое семейство входит Богоматерь и отсутствует святой дух. Таким образом, находит свое соответствие не только концепция семьи, но и внутреннего мироощущения, в котором отсутствует точка. Бог-отец, бог-сын и святой дух представляют собой следующий шаг в развитии человека: родитель, ребенок, взрослый.  Даже порядок, в котором они перечисляются в конфессии, имеет значение. Это старшинство и регламентация систем подчинения не только в обществе, но и во внутреннем мире человека. Интересы «отца нашего» и «родительского долга» превыше всего, наши собственные желания находятся на втором месте, а ответственность и понимание в самом хвосте.

            Вполне естественно, что постоянное подавление собственных желаний в угоду долгу и чувству вины не могло не вызвать сопротивления. Плюс тот уровень свободы общества, который сложился на современном этапе, в том числе и в семейных отношениях, оказывает свое влияние на бессознательные построения. Меняются ощущения от восприятия семьи и концепции самого Бога. Это одна из причин того, что современное общество стало столько внимания уделять философским миропостроениям, в частности, концепциям буддизма. Правда, я вынужден оговориться — то восприятие этой культуры, которое сложилось в обществе, сильно отличается от самой конфессии.

            Мы осознаем совершенно другой взгляд на мир и взаимоотношения людей. На первое место выходит ВЗРОСЛЫЙ, который вбирает в себя все остальное. Влияние привычной схемы семьи ослаблено, а новой единой схемы, по сути, еще не сложилось, отсюда наличие столь разных религиозных направлений.

Шишков Сергей

Москва 2002