Программа «S-консультирование», базовый уровень

00_konsult   S-теория — это новая разработка российских психологов. Она существует уже более 10 лет и разрабатывается в НП НИИ «Социальной Психологии и Психологии Развития Личности». Основным автором данной теории является Сергей Николаевич Шишков.

Что это такое S-теория? Это современная концепция личности, которая объединяет в себе различные психологические течения — от психоаналитических традиций до физиологических оснований поведения человека.
Человек, который владеет S-теорией (и, конечно же, её практическим применением) способенпонимать и прогнозировать поведение других людей в различных ситуациях, иметь точное представление о том, как следует общаться с людьми различных типов для достижения позитивного контакта.

S-теория интегрирует основные признанные в настоящее время теории личности, таких психологов, как:

— З. Фрейд
— Карл Г. Юнг
— Э. Берн
— А.Лоуэн
— М.Эриксон

Изучение 12 типов личности всего лишь небольшая часть курса. Большая же часть — это изучение всей теории в целом объеме; изучение стороения Бессознательного и понимания структуры Кольца восприятия, тренировки в том что бы видеть типы запросов с которыми клиенты обращаются, как эти запросы коррелируются в зависимости от типа личности, рассматривать все возможные связи и динамики которые существуют между типами личности, все теневые особенности и многое, многое другое. Так же будет сделан упор на то, что это обучение определенному механизму консультирования, так называемое S-консультирование.

Большим плюсом этого курса является то, что S-теория — сугубо практический подход. Поэтому практики будет много!

Программа на 2016-2017 курса «S-теория личности: консультирование»

Модуль 1

• Общие предпосылки: теоретические обоснования метода, история создания.
• Строение личности: основные элементы личности, возможности изменения, соотнесение с другими теориями.
• Инструменты личности: познание, переживание и контакт как базовые возможности взаимодействия с миром. Особенности формирования психологических типов.
• Кольцо восприятия: универсальная схема обработки информации. Базовая схема в консультировании.
• Интро/экстраверсия. Отличия от других теорий
• Активная/пассивная жизненные позиции: динамика поведения личности в отношении общества.
• Краткая характеристика 12 типов личности на основе инструментов личности, интро/экстраверсии и пассивности/активности жизненной позиции.
• Понятие консультирования в S-теории: цели, задачи, формат процесса.
• Схема построения краткосрочной сессии.
• Диагностика и понимание запроса.

Темы для межмодульных встреч после 1-го модуля:

• Активное слушание
• Контакт с клиентом/консультативное пространство
• Навыки задавания вопросов
• Навыки диагностики текста в рамках блоков кольца восприятия
• Упражнение «Хождение по Кольцу Восприятия»

Самостоятельная работа после 1-го модуля:

• Прохождение тестов на интро/экстраверсию и самоопределение
• Тест Сонди
• Просмотр видео:

o Видео. Общие характеристики теорий личности. Школы
o Видео. Торнадо сознания: строение личности
o Видео. Кольцо восприятия. Инструменты личности. Естественные права личности
o Видео. Типы личности. Интервью с известностями

• Письменная работа в рамках изучения «Кольца восприятия»: найти 6 типов текстов. Обосновать свой выбор.

Модуль 2

• Понятие фиксации в S-теории: индивидуальная, социальная и идеальная направленность личности.
• Типы личности: психологическая характеристика типов личности, мимические и телесные особенности.
• Базовые и невротические потребности: насыщаемое и ненасыщаемые потребности в жизни человека, возможности для стабилизации психологического состояния.
• Поведение в конфликтах: 12 завещающих стратегий.


Темы для межмодульных встреч после 2-го модуля:

• Диагностика запроса в рамках «Кольца восприятия».
• Разбор фильма. Диагностика персонажей по типам личности.

Самостоятельная работа после 2-го модуля:

• Просмотр Видео:

o Видео. Базовые и невротические потребности. Гомеостаз
o Видео. Стратегии конфликтного поведения
o Видео. Динамика личности
o Видео. Теневая динамика с примерами
o Видео. Фиксации
o Видео. Виды запроса. С примерами.
o Видео. Нарушения прав. Телесные проявления.

• Письменная работа. Найти примеры на 6-12 типов личности (Facebook/ВКонтакте).

Модуль 3

• Теория развития: Понятие психологического возраста и способы его диагностики.
• Теория семилетних циклов: развитие человека от 0 до 63 лет.
• S-консультирование. Согласование проблемы клиента в краткосрочном консультировании.
• S-консультирование. Виды запросов клиентов

Темы для межмодульных встреч после 3-го модуля:

• Диагностика психологического возраста клиента в интервью
• Диагностика психологического возраста клиента в блогах
• Согласование запроса клиента. Супервизии

Самостоятельная работа после 3-го модуля:

• Просмотр Видео:

o Видео. Прямые и сублимативные линии развития
o Видео. Мужское развитие
o Видео. Женское развитие

• Запись мини-интервью (5-7 минут). Транскрибирование текста. Первичная самостоятельная диагностика текста

Модуль 4

• Динамика личности в S-теории: возможные поведенческие особенности типов личности.
• Гомеостаз: психические процессы, служащие стабилизации психо-эмоционального состояния личности.
• Понятие тени в s-теории.
• Детско-родительские и сиблинговые переносы: особенности социального взаимодействия и поведения в группах.
• S-консультирование. Выстраивание причинно-следственных связей в краткосрочном консультировании.

Темы для межмодульных встреч после 4-го модуля:

• Самодиагностика ТЛ. Диагностика по фотографиям
• Диагностика типов личности по Facebook/ВКонтакте
• Супервизия. Согласование гипотезы
• Диагностика транскрибированных текстов (зачет)

Самостоятельная работа после 4-го модуля:

• Просмотр Видео:

      o Видео. Согласование гипотезы

 

      o Видео. Игры, роли, манипуляции

 

      o Видео. Типы мотивации в рамках социального взаимодействия

 

    o Видео. Болевые точки в отношениях (Партнерство-Близость-Секс)

Модуль 5

• Внутренняя мотивация к действию у типов личности, игры, роли, манипуляции
• Иерархия базовых ценностей типов личности
• Мотивация типов личности (внешние мотивы в управлении)
• S-консультирование. Схема долгосрочного консультирования
• S-консультирование. Супервизия

Темы для межмодульных встреч после 5-го модуля:

• Разбор видео-интервью (зачет)
• Диагностика в Facebook/ВКонтакте (зачет)
• Супервизия. Сессии

Самостоятельная работа после 5-го модуля:

• Просмотр Видео:

o Видео. Типы партнерских отношений. Особенности
o Видео. Схемы полоролевого поведения. Развивающие пары
o Видео. Построение организационных систем
o Видео. 12 типов семейных структур

• Письменно. Примеры на 3 типа личности (по правам) с описанием критериев выбора.

Модуль 6

• Типы брачных отношений и их особенности
• Схемы поло-ролевого взаимодействия
• Гармонизация типа личности в развивающей паре
• 12 типов семейных структур и их реализация в корпоративном формате.
• Обусловленный выбор партнера
• Основные страхи в отношениях
• Основные причины проблем в отношениях. Пути разрешения сложностей в отношениях
• Стратегии поведения в конфликтах

Темы для межмодульных встреч после 6-го модуля:

• Супервизия
• Возможно. Разбор фильма

Самостоятельная работа после 6-го модуля:

• Проведение самостоятельной сессии
• Транскрибирование аудиозаписи сессии
• Письменный анализ сессии к сертификации
• Просмотр Видео:

o Видео. S-теория. Системные динамики

Дополнительная самостоятельная работа:

• Полевая охота – 2 часа.

Итого – 200 обучающих часов, включающих самостоятельную работу и работу в группе.

Сертификационные требования:

1. Прохождение основной программы
2. «Полевая» работа — минимум 2 раза (рекомендуется больше)
3. Разбор видео интервью
4. Разбор фотографий
5. Разбор транскрибированного текста
6. Работа с кольцом восприятия
7. 5 сессий в роли клиента (дневник – в малых группах можно)
8. 5 сессий в роли консультанта (дневник – в малых группах можно)
9. 5 сессий в роли наблюдателя (дневник – в малых группах можно)
10. Провести сессию с клиентом, записать ее на аудио, предоставить транскрипцию с разбором сессии
11. Пройти сертификацию

Как выполнить сертификационные требования:

• Посещать основные модули и изучать видео-курс самостоятельно.
• Связаться с одним из организаторов. Договориться о времени и месте проведения работы в «поле» (2 часа)
• Пункты 1, 3-6 возможно выполнить в условиях занятия и межмодульных встреч.
• Пункты 7-9 можно проводить в малых группах. Обязательно ведение дневника. (образец дневника предоставляется после 3-го модуля)
• Сессию с клиентом можно провести как в процессе межмодульных отработок, так и самостоятельно. Транскрипция и разбор записи производится участником самостоятельно. (Образец и требования к анализу сессии будут предоставлены участникам после 4го модуля.)
• Пройти сертификацию

В случае выполнения всех пунктов, участники получают Сертификат. Участники, не выполнившие все требования, получают «Свидетельство», которое является документом, подтверждающим прохождение программы и выполнение отдельных (указанных в Свидетельстве) требований к сертификации.