Кольцо восприятия

Шишков С.Н.

Кольцо восприятия

Предпосылкой ко всему ниже сказанному будут несколько утверждений:

  1. 1.             Человек является универсальной системой по сбору, обработке, накоплению и использованию информации;

 

  1. 2.             Основными движущими мотивами в жизни любого человека являются «стремление к удовольствию» и «избегание боли».

 

  1. 3.             Процесс познания наилучшим образом способствует реализации этих задач и к тому же сам по себе может приносить удовольствие.

 

  1. 4.             Неосознаваемой и даже иррациональной базовой потребностью любого человека является «стремление к гармонично развитой  и полностью сформированной личности».

Исходя из этих утверждений, можно предположить, что человек обладает и соответствующим инструментарием, для выполнения означенных задач. Что же это за инструменты? Что нужно нам чтобы успешно реализовывать поставленные задачи и эффективно удовлетворять свои потребности и мотивы?

В первую очередь это контакт с реальностью, которая нас окружает, и в которой мы существуем. Во-вторых, это система переживаний, присущих каждому человеку. И в третьих, это конечно же наше мышление, то что позволяет нам думать делать выводы, понимать и постигать.

 

  1. 1.      контакт с реальностью

Этот инструмент представляет собой некую условно обозначенную прямую линию, полюсами которой будут, соответственно, восприятие – решение, наблюдаю – мечтаю. Обычно человек или наблюдает за реальностью или решает, какой она должна быть, т.е. придумывает ее себе. Мы не можем одновременно находиться в состоянии чистого, полного восприятия реальности, т.е. принимать входящие из вне сигналы, и тут же принимать решения о том, как мы хотим ее изменить, т.е. создавать свои сигналы, направленные во вне. Мы это можем делать только по очереди, как на качелях. Это же утверждение справедливо и для двух оставшихся инструментов.

  1. 2.      система переживаний

Какие же полюса будут у нашей шкалы переживаний? На одной стороне будут наши эмоции, как система внешнего выражения нашего чувственного состояния, на другой же, будут наши ощущения как глубинная система мотивирующих сигналов. Мы не можем одновременно осознавать и эмоции и ощущения, приходится что-то выбирать. В частности человек сосредоточенный на переживании своих ощущений, как правило, в этот момент молчит и ничего не выражает во вне. Попробуйте сами сейчас прислушаться к своим ощущениям.

  1. 3.      познание

Когда мы говорим о познании, то автоматически думаем об анализе, логике, выводах. Так ли это справедливо в приложении к нашему третьему инструменту? В предыдущих двух случаях мы наблюдали ярко выраженную полюсность шкал. А здесь мы, что или думаем или не думаем? Почти верно, но только почти. Ведь мы размышляем не только о прошлом. Полюсами этой системы мне видятся такие две крайности, как анализ и эксперимент. Ведь анализ, логическая оценка это система сравнения имеющейся в наличии ситуации с нашим прошлым опытом и знаниями, а эксперимент — это размышление, направленное в будущее, предположение, построение гипотез. Анализ отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ», эксперимент — на вопрос «ЗАЧЕМ».  «Зачем» направлено в будущее, «почему» замыкает прошлое. Мы можем постичь что-то путем глубокого анализа, сделав вывод в результате построения логической цепочки, а можем получить озарение, инсайт в результате совершенного нами действия. И не можем сделать это одновременно.

 

Основные процессы функций

 

  1. возбуждение – торможение
  2. влечение – отвращение
  3. стремление – избегание

 

Инструменты – функции

  1. индивидуальность – физический – контакт с реальностью
  2. эго – психический – система переживаний
  3. личность – социальный – познание

 

Как же мы используем эти инструменты? Давайте рассмотрим это на примере модели взаимодействия объекта и реальности. Для того чтобы хоть что-то начало происходить с человеком, ему необходимо вступить в контакт с реальностью или, говоря проще: заметить ее. Например, вам на ногу упал кирпич. Первое, что произошло с нами, это вспышка осознания произошедшего, второе — чувство боли и проявление эмоции, потом мы начинаем думать о том, что произошло, анализировать ситуацию, затем мы делаем или не делаем вывод, т.е. принимаем решение, далее у нас рождается желание что-то изменить, и мы это делаем. Итак, вот собственно и вся матрица, которую я назвал кольцом восприятия. Как же она работает, и что нам это дает?

Попробуем расписать все немного подробнее на примере новорожденного ребенка, тогда станет очевидным как само формирование этой последовательности, так и ее техническая сторона. Первое с чем сталкивается новорожденный – это реальность. Не имея еще личного опыта жизни, в этих условиях, он вынужден только наблюдать, т.е. он еще не способен придумывать, творить реальность. Но, чем старше он становится, тем больше у него появляется прожитого опыта и тем богаче становиться влияние бессознательного на этот процесс. Т.е. возникают фильтры восприятия и, как следствие, полюса первого блока Восприятия: принял – проигнорировал.

Следующее, чему ребенок учиться в своей жизни, это эмоционально реагировать. Он еще не в состоянии оценить свои переживания, но старается их отразить вовне, радуясь или плача. Он не может сосредоточиться на ощущениях, хотя бы просто потому, что он еще не умеет их разделять и оценивать, а вот эмоциональная составляющая ему уже доступна. Ведь когда мама улыбается и берет его на руки, чтобы покормить, ему ХОРОШО, а когда не приходит — ему ПЛОХО. Таким образом, формируется блок Эмоциональной Оценки.

И тут на базе первых сравнений хорошо – плохо появляется мышление, т.е. поиск ответа на вопрос «почему». Пока ребенок еще совсем маленький, это просто поиск новых взаимосвязей. Став чуть старше и столкнувшись, например, с  необходимостью какать в горшок, а не на ковер, ребенок ищет уже причинно следственные связи, базируясь на своих первичных сравнениях, и, опираясь в своих поисках в первую очередь на уже освоенные блоки восприятия и эмоциональной оценки. Таким образом, он находит подтверждение или опровержение своей первой оценки и формирует такие понятия как ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО, образуя и развивая блок Анализа.

 

По окончании анализа, ребенок делает свои первые выводы о мироустройстве и принимает первые в своей жизни решения, т.е. задействует первый из освоенных им инструментов, придумывая свою реальность. Согласовывая между собой эмоции и анализ, он находит ответы ДА или НЕТ, облекая их в форму Решения, запуская тем самым механизм тех же трех шагов, хотя и делая их на другом полюсе континуума.

Тут становиться очевидным, что принятие решения еще не дает изменения окружающей действительности и наступает время вторичной проверки и поиска ресурса на выполнение. Задействуется блок Мотивации. На этой стадии ребенок прислушивается к своим ощущениям и в итоге осознает, хочется ему такой реальности или нет. Возникают полюса: ХОЧУ – НЕХОЧУ. Хотя, если быть более корректным, полюса выглядят как, хочу или хочу по-другому.

По итогам проверки ребенок проводит Эксперимент. Т.е. совершает какое либо действие или воздерживается от него, т.е. ДЕЛАЕТ или НЕ ДЕЛАЕТ. В любом случае это можно обозначить понятием «действие, направленное в реальность».

Одновременно с совершаемым действием он наблюдает за результатом, таким образом, круг замкнулся, начался новый цикл. Прохождение одного такого цикла может занимать как доли секунды, так и целые годы, в зависимости от решаемой задачи.

Здесь стоит еще отметить, что каждая из перечисленных стадий тесно взаимодействует с нашим бессознательным, давая необходимую информацию и задействуя нужные механизмы.

А с точки зрения практикующего психолога — Что же дает нам понимание этих процессов?

Во-первых, четкую классификацию всех психологических проблем и понимание механизма их возникновения. И, как следствие, нахождение эффективных способов работы с клиентом.

Достаточно легко предположить, а потом проверить на практике, что все запросы клиентов сводятся к этим шести пунктам:

  1. проблема восприятия, входящих контактов с реальностью;
  2. проблема осознания и\или выражения эмоций;
  3. проблема мышления, неумение пользоваться логикой, адекватно устанавливая причинно следственные  связи;
  4. неспособность принятия адекватных решений;
  5. подавление своих желаний и побуждений;
  6. фрустрирование своих действий, проблема выходящих контактов с реальностью, получения результата.

Более подробно специфику проблем можете расписать и самостоятельно, опираясь на свой жизненный опыт и навык  работы с клиентами.

Как же возникает эта проблема. Рассмотрим это на примере человека диагностируемого нами как не способного принять решение. Кстати, чаще всего это будет его первичным запросом на консультации.

Механику возникновения такой ситуации легче всего рассмотреть на примере все того же какающего ребенка. Когда ребенок только начинает испражняться, это, как правило, очень умиляет его родителей и в частности его маму. Ребенок замечает, что мама радуется. Ему от этого хорошо. На вопрос «почему» ответом будет: «потому, что я покакал». Вывод — облегчаться это правильно. Решение – буду делать это и впредь.  Как следствие, при возникновении соответствующих ощущений, т.е. позывов к испражнению, появляется желание и совершается действие. Цепочка прохождения кольца восприятия выглядит, в этом случае, так: 1)заметил, 2) хорошо, 3)правильно, 4)да, 5)хочу, 6)делаю.

 

И тут мама решает приучить ребенка к гигиене и начинает ругать его, когда он не на горшке. Происходит разрыв устоявшегося шаблона, т.е. в цепочку кольца восприятия на место «правильно», извне вторгается «неправильно». Запуская старый механизм, ребенок знает, что когда он какает ему хорошо, но тут мама его наказывает и получается, что ему плохо. Памятуя о том, что у нас два основных стремления – это стремление к удовольствию и избегание боли, ребенок оказывается в дилемме наличия обоих стремлений в одном действии. В случае наличия со стороны матери позитивного подкрепления соблюдения гигиены, конфликт находит эффективное внешнее решение, т.е. ребенок решает, что лучше это делать в горшок. Для подтверждения этого решения ребенок с полным горшком, радостно бежит к маме, чтобы получить свою долю похвалы. В случае же отсутствия такого позитивного подкрепления и при наличии только отрицательной мотивировки – конфликт уходит в глубь и как вариант своего разрешения может привести к решению: «неважно, что я чувствую, важно, чтобы это было правильно». Как следствие это приводит к подавлению собственных эмоций и наделением логической оценки повышенной важности, приоритетности.  Но в цепочке кольца восприятия решение базируется на сравнении двух оценок — эмоциональной и логической. Игнорирование одного из аспектов этой пары приводит его к неспособности принимать самостоятельные решения. И, как следствие, приводит человека к зависанию на стадии логического анализа и необходимости поиска инструкций из вне.

 

Таким образом, клиент, диагностируемый нами как неспособный принимать самостоятельные решения, будет иметь ярко выраженные компульсивные проявления. Рекомендацией к работе с таким человеком будет освоение его эмоционального потенциала и развитие доверия к собственным чувствам. Плюс ослабление значимости термина «правильно». Чаще всего это будет выражено в разделении на логическом уровне понятий «хорошо» и «правильно».

 

Этапы работы с таким клиентом могут быть следующими:

  1. нахождение ранней травмирующей ситуации (работа с фактологией ситуации);
  2. развитие осознания своих чувств (работа с отношением);
  3. ослабление термина «правильно» (работа с убеждением);
  4. изменение раннего подавляющего решения;
  5. позитивное подкрепление нового решения (мотивация);
  6. серия подкрепляющих поступков (адекватизация).

 

Легко заметить, что схема работы с клиентом использует ту же шаговую систему кольца восприятия, что позволяет мягко, без изломов и при пониженном сопротивлении провести курс терапии, как естественный процесс, где переход на следующий этап часто осуществляется клиентом самостоятельно. В этом случае, и результат клиентом воспринимается как закономерный, и не вызывает отторжения.

Таким образом, мы видим, что полученные нами две результативные линии являются основными:

принял – хорошо – правильно – да – хочу – делаю;

принял – плохо – неправильно – нет – не хочу – не делаю.

Перекрещивание этих двух линий на любом из этапов ведет к возникновению проблемного блока, с последующим формированием соответствующих паттернов. Как следствие нарушаются естественные права, соотносящиеся с этими блоками, что приводит к повторяемости проблем. Это в свою очередь может привести к формированию определенного типа личности, имеющего свой индивидуальный набор паттернов, страхов и защит, что облегчает диагностирование проблематики, и может быть использовано как в индивидуальной, консультационной, так и в групповой, тренинговой работе.