Структура личности

Шишков С.Н.

Структура личности

Как же можно определить понятия «личность» и «тип личности»? Дело в том, что среди обилия теорий личности, так и не нашлось единой расшифровки термина, да что термина, самого понятия «личность». Т.е. конечно у каждого из нас существует некое представление о том, что это такое, но оно настолько не четко и размыто…  А уж сказать о структуре личности, так вообще начинаются глубинные дебри философии. Например, определение данное Олпортом: «Человек – это объективная реальность». Классно. И я с этим согласен, ну или почти согласен. Но что это конкретно дает мне, как тому самому индивидууму?  Мне, у него же, нравится гораздо больше другое определение: «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Правда если использовать этот же подход к определению, например, слова автомобиль, то получится: «Автомобиль – это динамическая организация тех механических и электрических систем внутри кузова, которые определяют его движение по дороге». Только ли это? А отделка салона? А кондиционер и печка?

В своей теории я часто употребляю термин «личность» и для того, что бы не было разночтений или недопонимания, я его сейчас раскрою. В моем представлении личность человека это то, как проявляет себя индивидуум по отношению к социуму. Т.е. личность для меня является лишь частью полной модели человека, можно сказать производительным процессом жизнедеятельности, набором внутренних и внешних паттернов. Психическое устройство человека – это результат суммы взаимовлияющих факторов: наследственности, индивидуальной физиологии, особенностей протекания беременности, травмы рождения, действия побудительных мотивов, естественных прав личности и условий внешней окружающей среды. Целью же структуры личности является успешное взаимодействие с социумом внутренним и внешним, ради достижения индивидуального счастья.

Ребенок в момент появления на свет не имеет личности, а формирует ее и развивает в процессе жизни, являясь ее творцом и автором. Но каждый человек индивидуален от рождения. Опираясь на эти утверждения и на то, что поведение человека, изначально, мудро и целесообразно, можно говорить о том, что личность подвержена изменениям и способна развиваться. Но это внешний критерий оценки социумом основных моделей поведения человека.

В своем становлении и развитии личность каждого человека проходит через определенные этапы роста, ступени. Например, освоение естественных прав, о которых будет сказано отдельно. Количество адаптивных решений внутри таких ступеней ограничено, что и приводит к появлению устойчивых паттернов поведения или мышления. Но только некоторая часть таких моделей поведения являются успешными, т.е. эффективными в достижении целей роста. С увеличением количества решаемых нами задач растет и количество паттернов, проблемные, как правило, укрепляются, что и позволяет предполагать наличие более-менее определенных типов личности. Далее конечно у нас есть возможность в процессе развития скомпенсировать свои особенности и в итоге прийти к гармонично, т.е. равновесно развитой личности.

Тип личности это набор паттернов мышления, переживаний и поведения приводящий к повторяемости совершаемых индивидуумом выборов. При усиленной акцентуации это может привести к психическим и психосоматическим расстройствам, т.к. тип личности складывается только при выборе оценки изначально нейтральных событий своей жизни. В большинстве же случаев, мы можем говорить лишь об особенностях характера конкретного человека. Т.е. указывать на его принадлежность к определенной психологической группе.

Шишков С.Н.

2006

Точное определение термина «Личность», данное Шишковым и принятое в s-теории, можно прочитать в разделе «Базовые определения»